передплата Українською | In English

№24, грудень 2010

Развитие партнерства Европейского Союза и ГУАМ: основные тенденции и направления

Поділитися:

Развиваясь в разных регионах мира и охватывая различные сферы сотрудничества государств, интеграционные процессы стали характерной чертой современных международных отношений. Поэтому взаимодействие международных организаций, особенно тех из них, которые возникли на постсоветском пространстве, привлекает особое внимание. В частности, развитию сотрудничества Организации за демократию и экономическое развитие Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ) с такой уникальной международной организацией, как Европейский Союз (ЕС), прежде всего, способствовало то, что ЕС является фундаментом общеевропейского дома, отличающегося от других международных организаций глобальностью поставленных задач и комплексным подходом к их разрешению. Расширение Европейского Союза еще более актуализировало исследование особенностей взаимоотношений ГУАМ-ЕС, выявление возможных предпосылок для широкомасштабного сотрудничества и поиска новых форм взаимодействия.

Проблематика условий международной интеграции постсоветских стран и соотношения глобализации с тенденциями создания региональных организаций нашла отображение в работах А. Богатурова, О. Белоруса, В. Будкина, И. Бураковского, В. Виноградова, А. Язьковой, Ю. Пахомова и др. Так, в книге «Системная история международных отношений» под редакцией А. Богатурова рассматриваются вопросы взаимоотношений в региональных подсистемах международных отношений в Европе. Отдельные общие аспекты международно-правовых принципов сотрудничества ГУАМ и ЕС исследованы в трудах М. Буроменского, В. Василенко, Л. Тимченко. Однако особое место в массиве исследований развития сотрудничества ЕС–ГУАМ занимают разработки российских экспертов – В. Муханова, А. Суздальцева, П. Каныгина, Р. Мухаметова, рассматривающих его в антироссийском контексте, в качестве коллективного противовеса России.

Тенденции развития партнерских отношений ЕС–ГУАМ привлекают внимание и зарубежных исследователей. Например, в своей статье «ЕС–ГУАМ: вовлеченность или отчужденность» Н. Норлинг и Н. Нилссон заявляют, что у этих организаций есть возможность плодотворно сотрудничать лишь в немногих сферах, скажем, в энергетической. Ученые О. Белорус, В. Хоманец, Л. Бакаева, И. Черкасский занимались изучением экономических отношений стран–членов ГУАМ и Евросоюза, механизмов их влияния на параметры национальных экономик.

В то же время отсутствие комплексных исследований и анализа таких важных вопросов, как современное состояние, проблемы и перспективы партнерства ГУАМ и ЕС, наличие спорных мнений относительно тенденций их сотрудничества диктуют необходимость более глубокого и детального его изучения. Конечно же, начать необходимо с определения основных характеристик этих объединений.

ГУАМ – региональная организация, созданная в 1997 году по инициативе и при участии Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы с целью сотрудничества по вопросам экономики, торговли, транспорта, безопасности и других сфер. В мае 2006 года на первом саммите глав государств ГУАМ было объявлено о ее реорганизации в международную Организацию демократического и экономического развития – ГУАМ. Она сразу же задекларировала стратегический путь развития стран-членов – постепенная и точно выверенная интеграция в европейское экономическое и правовое пространство.

Но, кроме этого, создание ГУАМ также обусловило необходимость участия организации в международном разделении труда и интеграционных объединениях разной направленности. Так, по завершении второго саммита организации, прошедшего в июне 2007 года в Баку, главы государств–членов ГУАМ подписали Бакинскую декларацию, в которой, в частности, подчеркнули важность развития взаимовыгодных контактов ГУАМ и Евросоюза.

Основной стратегической задачей организации является мобилизация потенциала стран-членов с целью укрепления стабильности и усиления интеграции в регионе ГУАМ. Среди долговременных целей – развитие совместного транспортного и энергетического потенциала государств-членов, создание благоприятных условий для реформирования и развития их экономик, повышение привлекательности пространства ГУАМ для внешних партнеров.

Европейский Союз является международным объединением государств Европы, подписавших Договор о Европейском Союзе – на сегодняшний день уникальном образовании, которое сочетает в себе свойства и международной организации, и государства, хотя ЕС нельзя считать ни тем, ни другим. Однако, хотя Евросоюз и не относится к субъектам международного публичного права, он является заметной величиной в системе глобальных международных отношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультаций и согласований, придающая ему характер самостоятельно действующего актора на международной арене.

Коренные изменения в системе международных отношений начала 1990-х годов открыли качественно новые направления для деятельности Европейского Союза: в частности, это касалось проведения более активной региональной политики за пределами континента, что документально зафиксировал Маастрихтский договор 1993 года. Страны–члены ЕС взяли на себя обязательства по осуществлению совместной политики безопасности, которая, учитывая опыт европейского политического сотрудничества, подразумевала согласование внешнеполитических действий на основе консенсуса. Именно поэтому в своей деятельности ЕС опирается одновременно и на правительства стран-членов, и на собственную крепкую организационную структуру.

Переход к качественно новому этапу отношений с Организацией демократического и экономического развития – ГУАМ Европейский Союз начал практически одновременно с приемом в свои ряды десяти новых членов в мае 2004 года. Речь идет о выстраивании взаимных связей по широкому кругу вопросов в политике, экономике, гуманитарной сфере в формате «добрососедства» или «европейского соседства».

Конструкция «Расширенная Европа – страны-соседи» существенно дополнила и видоизменила сложившуюся в 1990-е годы модель отношений между ЕС и постсоветскими странами, оформленную двусторонними соглашениями о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Существующий формат  соседства предполагает особый характер отношений между Евросоюзом и ГУАМ-организацией, не просто состоящей из стран–соседей ЕС, но и обладающей легитимностью консолидированного субъекта международного общения в глазах других участников мировой политики (в частности, Евросоюза).  

На концептуальном уровне политику Европейского Союза в рамках партнерства с ГУАМ можно рассматривать с позиции «монолитности» внешнеполитического курса ЕС как единого наднационального образования, либо, что можно считать достаточно адекватным, как совокупность внешнеполитических векторов отдельных стран-членов. Юридическая база отношений ЕС–ГУАМ была заложена 31 декабря 1991 года, когда страны–участницы Европейского Союза в совместном заявлении признали новые независимые государства, возникшие на территории бывшего СССР. Однако в политическое измерение отношения ЕС и ГУАМ перешли только после подписания главами государств и правительств стран–членов Евросоюза Декларации о готовности содействовать процессу демократизации в бывшем СССР. Партнеры выбрали политику выдвижения серии инициатив, объединяющих в себе мотивы как политического, так и экономического характера.

  В экономическом блоке партнерства ЕС и ГУАМ на первый план выходит энергетическое сотрудничество, в основу которого положена идея обеспечения энергетической безопасности Европы, ведь именно страны ГУАМ могут сыграть важную роль в налаживании безопасного и бесперебойного снабжения Европейского континента энергоносителями из региона Каспийского моря либо через Черное море, либо в обход него.

 Вместе с тем целью сотрудничества ЕС и Организации демократического и экономического развития – ГУАМ в Черноморском регионе является трансформация входящих в него государств для формата расширенной Европы. Такой подход даст возможность объединенной Европе успешнее справляться с проблемами в зоне Черного моря: например, с диверсификацией путей снабжения энергоресурсами для получения удобного доступа к месторождениям Каспия и Центральной Азии. В общих чертах это соответствует и экономическим интересам стран ГУАМ, которые более всего сконцентрированы на вопросах транспортировки прикаспийских энергоносителей и прокладывания новых транзитных маршрутов через Кавказский регион. ГУАМ может играть большую роль в энергетическом сотрудничестве с Европой, в частности в диверсификации поставок энергоресурсов и открытии энергетических коридоров. Например, согласно проекту «Набукко» основные магистрали транспортировки энергетических ресурсов из акватории Каспия в страны ЕС располагаются на территории стран–членов ГУАМ, что вызывает повышенный интерес у представителей Европейского Союза. Свидетельством этому является статистика, согласно которой на энергетические проекты с государствами ГУАМ выделяются самые  крупные бюджетные гранты ЕС, они также кредитуются Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Скажем, в Украине  в 2006 году работал международный консорциум компаний CESI (Италия), TERN (Италия), Transtebel (Бельгия), Sweco (Швеция) по проекту технической помощи ЕС (TACIS) в постепенном присоединении Украины к трансевропейским электроэнергетическим сетям. Финансирование годовой программы составило 3 млн. евро.

Кстати, перспектива интеграции энергетической системы Молдовы в объединенную систему Евросоюза тоже вполне вероятна. Молдова уже добилась поддержки ЕС в реализации ряда проектов по строительству высоковольтных линий электропередач (ЛЭП), связывающих республику с Румынией и Украиной. Расширение пропускной способности существующих в Молдове  ЛЭП и строительство новых позволит транспортировать украинскую электроэнергию  в Европу, предположительно – на Балканы.

В партнерстве ГУАМ–ЕС также задействован механизм трансформации и адаптации систем государственного управления стран–соседей к требованиям Евросоюза – Twinning. Первой страной–реципиентом технической помощи для этого механизма адаптации стала Украина. ЕС выделил ей по линии Twinning 2,1 млн. евро для осуществления двух первоочередных проектов: 1,1 млн. евро – на проект гармонизации нормативных государственных актов в сфере электроэнергетики и еще 1 млн. евро – на гармонизацию документации и государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации в соответствии с критериями ЕС, сроком  соответственно на 25 и 18 месяцев.

Следует отметить, что Евросоюз и ГУАМ все чаще пытаются координировать свои действия, обсуждая возникающие проблемы на энергетических саммитах ГУАМ. В частности, на прошедшем  в Киеве в мае 2008 года энергетическом саммите организации (при участии  Украины, Грузии, Азербайджана, стран Балтии, Польши и представителей руководящих органов ЕС) была принята Киевская Декларация о принципах глобальной энергетической безопасности. Там же были сделаны совместные заявления о сотрудничестве ЕС и восточных соседей в таких проектах, как Евроазиатский нефтетранспортный коридор и Каспийско-Черноморско-Балтийское энерготранзитное пространство, что свидетельствует об обоюдной заинтересованности организаций в их выполнении.

Важнейший компонент взаимодействия ЕС и ГУАМ – постепенное увеличение финансовой помощи со стороны Евросоюза. Так, в июне 2007 года ЕС выделил своим восточным соседям специальный  финансовый грант на сумму свыше 1,2 млрд. долларов США (915 млн. евро). Это – признак того, что главным партнером в политике соседства  ЕС избрал именно страны  ГУАМ. В течение 2008–2010 годов Украина получила 494 млн. евро из общей суммы гранта, Молдавия – 209, Грузия – 120 и Азербайджан – 95. Основные средства были направлены на проекты, относящиеся к энергетике и развитию транспортной инфраструктуры транзитного значения.

Известно, что ЕС намерен отдельно финансировать все инициативы, касающиеся нефтегазопроводов. Речь идет о трубопроводах, которые, соединяя Центральную Азию с Европой, могут пройти по территории стран–членов ГУАМ. То, что большая часть «поощрительной премии» ЕС досталась именно Украине и Молдове, объясняется, наверное, их географическим положением: обе страны являются ближайшими соседями Евросоюза. При этом следует отметить наличие еще одного важного момента: ЕС заинтересован в подключении Украины к энергетическим проектам Европы.

Важным направлением взаимодействия организаций является также обеспечение безопасности и стабильности в регионе. Однако реализация масштабных проектов в этой сфере требует формирования субрегиональних структур безопасности, способных образовать общую платформу для сотрудничества с максимальным учетом интересов всех государств региона, что пока нереально.

Существуют прогнозы, согласно которым дальнейшее экономическое сближение ГУАМ с ЕС будет проходить по сценарию «Вышеградской группы», то есть по примеру стран Центрально-Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Словакии). В то же время очевидно, что Европейский Союз до сих пор не выработал унифицированного механизма принятия внешнеполитических решений, потому в политике организации заметен яркий контраст между способностью наметить широкие стратегические направления и способностью добиваться результатов в конкретных сферах. Поскольку в выработке решений участвуют сразу несколько ассоциированных с ЕС надгосударственных органов (Европейский Совет, Европейская Комиссия и Совет министров ЕС), имеющих различные подходы к разрешению тех или иных проблем мировой политики, говорить о четкой внешнеполитической линии Евросоюза за пределами континента не приходится, что безусловно отрицательно влияет и на динамику сотрудничества ЕС-ГУАМ.

Анализируя тенденции развития такого сотрудничества, нельзя обойти тему инициативы «Восточное партнерство». Декларируемая цель «Восточного партнерства» – вовлечение стран в экономическую, политическую и стратегическую сферы влияния ЕС, то есть, по сути, речь идет о включении шести стран постсоветского пространства в интеграционный проект низкой интенсивности под эгидой Евросоюза. Задача ЕС в рамках «Восточного партнерства» состоит в укреплении стабильности, эффективного управления и экономического развития стран к Востоку от Союза, которые имеют стратегическую важность для организации. Шести странам постсоветского пространства обещаны режимы свободной торговли, экономическая помощь, регулярные консультации в области обороны и безопасности.

Создавая новую основу для отношений между Евросоюзом и странами–участницами плана «Восточного партнерства» (Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Беларусью), эта инициатива также предполагает прагматичное сотрудничество равноправных партнеров как в сфере торговли и энергетической безопасности, так и в сфере укрепления прав человека.

Некоторые аналитики считают, что основанная в 2009 году инициатива «Восточное партнерство», являющаяся новым форматом сотрудничества ЕС с восточными соседями и объединяющая всех участников ГУАМ (а также Армению и Беларусь) в направлении евроинтеграции, становится реальным конкурентом ГУАМ, ведь она не только касается всего Восточноевропейского региона, но и подкреплена значительными финансовыми ресурсами.

Однако именно эта инициатива могла бы послужить активизирующим фактором в развитии сотрудничества Евросоюза и ГУАМ, поскольку сближение этих организаций ставит перед собой задачу подключения стран–членов ГУАМ к системе европейской интеграции, используя новые формы взаимодействия. Это сотрудничество должно двигаться в направлении стабильности и внутренних трансформаций, не рассматриваясь как направленное против кого-то.

В этой связи следует отметить, что организационные формы внешней политики ЕС все еще находятся в фазе становления. Кроме того, интенсивное развитие самой внешней политики Евросоюза сопровождается апробацией различных инструментов: регулярно выдвигаются новые инициативы, некоторые из них сразу же отбрасываются, другие существенно модифицируются с течением времени.

Сотрудничество Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ и Европейского Союза основывается, с одной стороны, на важнейшем внешнеполитическом приоритете каждого из четырех государств–членов ГУАМ – интеграции в Европейский Союз, а также на европейской политике добрососедства, с другой.

Уставные цели и задачи ГУАМ полностью совпадают с целями и задачами, формулируемыми ЕС для себя в регионе, – создание цивилизованного пространства для сотрудничества, основанного на европейских ценностях, стандартах и практике взаимоотношений. В этом смысле Евросоюз – естественный и перспективный партнер ГУАМ, которая, в свою очередь, из-за высокого уровня интегрирования интересов стран-членов, является одной из действенных региональных институций. Следует подчеркнуть и способность ГУАМ выступать в качестве консолидированного субъекта международного общения, обладающего легитимностью в глазах других участников мировой политики, в частности, Евросоюза.

Ценность экономических и политических отношений с различными международными партнерами определяется, главным образом, тем, какой ресурс из этих связей можно извлечь для своего развития. Партнерство ЕС и ГУАМ, с нашей точки зрения, является взаимовыгодным, так как полностью соответствует концепции стратегии добрососедства и способствует обеспечению стабильности, безопасности Европейского континента.

Анализ развития и тенденций партнерства Европейского Союза и Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ позволяет предложить следующее:

– центральное место в экономическом сотрудничестве ГУАМ–ЕС должны занять транзитные энергетические проекты: Центральная Азия – Южный Кавказ – Европа,  а также Центральная Азия – Южный Кавказ – Украина – Молдова – Европа;

– возможности проекта «Восточное партнерство» нужно использовать в контексте укрепления партнерства ЕС–ГУАМ, в частности, предложив Евросоюзу институциональную структуру сотрудничества со странами ГУАМ для реализации задач и целей Евросоюза в регионе;

– необходимо институализировать отношения ГУАМ с Евросоюзом, а не ограничиваться диалогом, пусть и плодотворным, с рядом стран, являющихся членами Европейского Союза.

 

Джерела

1. Глинкина С.,  Косикова Л. Европейская политика соседства в странах СНГ // http://analyticsmz.ru/?p=309

2. Глотов С. А. От государств Европы к государству Европа: основные идеи и решения Лиссабонского договора для объединённой Европы / Международное право и международные организации. – 2010. –
№ 2.

3. Дергачев В. А. Международные экономические отношения. Учебн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 368 с.

4. Загашвили В. Развивающиеся страны во внешнеэкономических приоритетах России / Международные процессы. – 2009. – Том 7. – № 1 (19). – Январь–апрель.

5. Интервью Генерального секретаря Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) В. Чечелашвили // http://www.milaz.info/ru/news.php?id=17957; Day.Azhttp://www1.day.az/print/news/economy/ 100223.html

6. Интервью министра иностранных дел Грузии Григолом Катамадзе // http://www.svobodanews.ru/content/ transcript/398902.html

7. Копійка В. В. Європейський Союз: досвід розширення і Україна. – К.: Юридична думка, 2005. –
448 с.

8. Между ЕС и Азербайджаном сложилось тесное сотрудничество в области энергетики // http:// www.caspenergy.com/index.shtml?

9. Молдован А. А. Активизация экономического сотрудничества в рамках ГУАМ как инструмент реализации стратегических интересов стран-членов  в регионе // http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pips/2009_1/287.pdf

10. Норлинг Н.,  Нилссон Н.  ЕС–ГУАМ: вовлеченность или отчужденность / Центральная Азия и Кавказ. – 2008. – № 3–4 (57–50).

Автор: Ильхам Сахиб оглы РЗАЕВ

Коментарі

Заповніть поля відмічені червоним!

Додати коментар

Увійдіть в систему, використовуючи аккаунт соціальної мережі:
Коментар:

Поля відмічені *(зірочкою) обов'язкові для заповнення.

Плакат - брат барикад

Останні новини

Данілов про контрабанду: Є зрушення, але підсанкційні люди не припинили діяльність Сьогодні, 16 жовтня

Мегамітинг за Саакашвілі, вбивство депутата у Британії, репресії у Білорусі: найголовніше за 2 дні Вчора, 15 жовтня

Євросоюз засудив російський перепис населення в окупованому Криму Вчора, 15 жовтня

Зеленський напередодні засідання провів рокіровку в РНБО Вчора, 15 жовтня

ЄСПЛ визнав порушення Україною прав люстрованого екссудді Верховного суду 14 жовтня

Лавров пояснив, чому Росія поки не хоче нової зустрічі у "нормандському форматі" 14 жовтня

Львів посилює карантин: діти на канікули, у кіно та музеї лише після щеплення 13 жовтня

Качинський піде у відставку з поста віцепрем’єра Польщі - ЗМІ 13 жовтня

"Нафтогаз" взяв "Донецькоблгаз" під контроль 13 жовтня

Путін заявив, що в Україні відкачують російський газ, який йде в ЄС 13 жовтня