№14, липень 2011

Деньги и власть: влияние на развитие общества и эффективность его управления

Если пристально присмотреться к роли и влиянию денег на развитие современного общества, поиску путей управления в новых условиях и эффективного развития экономики и производства в целом, без труда можно сделать вывод о коренном изменении роли и свойств денег при принятии властных решений на самых высоких уровнях управления обществом.

Оценка эффективности использования властных свойств денег в новых условиях развития общества

Для изучения данной проблемы примем следующие допущения: власть без денег – ничто; она не может решать актуальных вопросов. С другой стороны, с помощью денег, если их использовать эффективно, можно решать любые проблемы. Власть без денег никогда не будет владеть капиталом, если этот капитал не деньги. Но так как капитал ныне – это деньги, следовательно, появляются их властные свойства. Можно привести тысячи примеров власти капитала, образуемого с помощью денег. Кто владеет деньгами, решает все в жизни человека и общества в целом.

Сегодня деньги из меры стоимости труда и капитала приобретают свойства власти или властные свойства, что делает их огромной силой в управлении обществом, повышении уровня эффективности его развития и качества жизни человека и всей страны.

Труд и капитал – экономические категории, влияние каждой из которых на развитие любого общества известно давно, со времен зарождения и развития в мире экономических укладов. Однако наука еще не дала ответов (есть лишь попытки) на вопросы об их влиянии на экономическое развитие конкретного общества в условиях глобализации и их роли.

В ХХІ век мир, как известно, существенно изменился. Он стал не только глобализированным. Претерпели серьезные изменения экономические отношения в системе мирового хозяйства: возникли новые противоречия и новые  перспективы развития отдельных стран, особенно развивающихся; появились новые формы международного сотрудничества, экономической интеграции; обострились крупные проблемы в системе «человек–общество–деньги», где  последние стали обладать властными свойствами. Появились новые взгляды на современное экономическое и политическое развитие человека, его мышления и многое другое. В этих условиях, естественно, изменились функции и роль денег, труда и их результата – капитала в развитии современного общества.

Давно известно (с первобытных времен), что в достижении результата главное свойство человека труда – его двойственный характер, способность создавать больше материальных ценностей, продукта, нежели потреблять лично. Такой труд имеет цену. Человек создает бульшую стоимость, чем ему платят за его труд. На этом основан личный и общественный характер труда. Он является основным источником расширенного воспроизводства средств производства, экономического развития общества, улучшения благосостояния жизни народа.

Появились новые вопросы, требующие безотлагательных ответов. Например, известно, что в звене труд–капитал первичным является труд. Именно благодаря ему создается капитал. Тогда почему сегодня миром правит капитал, а не труд? Почему труд в некоторых странах не в почете, низко оплачивается? Из-за этого и появились целые зоны нищеты, голода, болезней. Сокращается продолжительность жизни человека труда, растет безработица и т. д. и т. п. В то же время исчезают принципы социальной справедливости, появились олигархи. Богатые и сверхбогатые люди управляют обществом, незаслуженно присваивая через капитал результаты чужого труда.

Во времена Смита и Маркса труд и его роль в развитии общества оценивалась, как известно, по формуле:
Т-Д-Тґ (труд-деньги-труд штрих), т. е. новый труд с приращением прибыли. Деньги здесь являлись капиталом. Сейчас состав этой формулы дополняется еще одной категорией –  категорией «власть» и выглядит следующим образом: Т-Д-В-Тґ, что существенно меняет источники и условия развития общества. Главным источником становится капитал, хотя его роль здесь не первична. Во всем этом надо разобраться, изучить природу такого явления, роль и взаимовлияние труда, денег, капитала и власти в условиях глобализации общества.

Эта проблема особо остро встает в Украине, где на протяжении 20 лет независимости идет ожесточенная борьба за власть, пагубно влияющая на экономическое развитие и уровень жизни народа. Большую роль здесь, конечно, играет власть. Как и почему – это ключевой вопрос.

Под властью в общем смысле принято понимать право, способность и возможность распоряжаться, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью законов и постановлений системы государственных органов, политического господства, принуждения и воли к достижению определенных в обществе целей.

Изучение опыта становления стран показывает, что в период после получения независимости власть прежде всего должна была нацелить общество на экономическое развитие, а не на борьбу за передел этой власти и собственности. Она должна была и труд наших людей, и капитал, созданный ими ранее и создаваемый ныне, в период независимости, направить на укрепление государственности Украины, на обеспечение ее политической и экономической независимости, а главное, на заметный подъем жизненного уровня народа. Однако общество постигли многие трудности – упадок в промышленности, аграрном секторе, социально-экономической сфере и других сферах жизни, усиление деградации научно-технологического уровня производства.

Что же произошло в Украине на самом деле? Есть ли этому научное объяснение? Изучение проблемы показывает: главная причина обвального разрушения нашей экономики, системного ее кризиса, прочих трудностей и бед кроется прежде всего в расслоении нашего общества на богатых и бедных.

Созданная многолетним трудом всего народа, всех граждан страны общественная собственность через механизм приватизации и другие околовластные механизмы была отдана в частные руки. То есть перераспределена. Многие частные лица мгновенно стали богатыми. Причем это богатство большинству из них досталось без малейшего личного вклада в создание этой собственности, без труда, а нередко и нечестным путем. Неслучайно родился термин «прихватизация» вместо «приватизация». Образовался класс крупных собственников, олигархов, которым, имея богатство, не трудно было «пробиться» во властные структуры, стать членами многих уровней и структур власти и уже оттуда охранять свою собственность и приумножать ее. В итоге крупный капитал сосредоточился в частных руках, а чтобы не платить в государственный бюджет налоги из не всегда честно нажитой собственности, образовался крупный теневой сектор, занимающий, по некоторым данным, более 50 процентов объема всей экономики страны.

На другом полюсе в этот период возник класс бедных, плоды многолетнего труда которого перешли к богатым. Если класс богатых исчислялся десятками (иногда сотнями) тысяч человек среди 52-миллионного (на тот период) населения страны, то класс бедных – десятками миллионов. Среднему классу не хватило места – он не состоялся.

О влиянии власти и властных денег на решение задач развития общества и создание условий для нормальной жизни народа Украины

Начнем с тезиса о том, что в реальной жизни бывает столько недостатков, что возникает потребность писать о них правду. С появлением денег как меры стоимости труда многое изменилось. Деньги стали производить новые деньги как меру стоимости не только ручного, но и механизированного, и автоматизированного труда; серьезно усилилось влияние научно-технического прогресса, умственного труда и многого другого на развитие производства и самого труда, что изменило его стоимость, функции и свойство денег. Они стали иными, что следует учитывать власти в решении большинства проблем развития общества и повышения уровня жизни народа. Деньги обрели властные свойства, без учета которых невозможно достичь реальных результатов ни в одной из сфер жизни общества.

Властным структурам и их исполнителям не чужды интересы наживы, коррупция и многие другие негативные явления. Уже не один год не смолкают разговоры о том, будто капитал ныне, при независимости страны, эффективнее заработает как на земле, так и в промышленности. На самом же деле это не так. Опыт показывает, что частный капитал только усугубил кризис в той же промышленности, не стал работать эффективнее. Он лишь увеличил нагрузку на простых граждан: возросла безработица, уровень заработной платы не обеспечивает работающим достойного уровня жизни, частные предприятия даже не собираются наполнять внутренний рынок своей продукцией. Отечественные предприятия практически не работают на украинскую экономику. И такую грустную картину наблюдаем и в тяжелой промышленности, и в легкой, и даже в сельском хозяйстве.

Или возьмем другие примеры из жизни нашего общества. В стране во время независимости родилось своеобразное соревнование между представителями олигархократии: кто «заработает» больше денег. По данным журнала «Форбс», на более чем шесть миллиардов ныне живущих на земле людей приходится 1125 «золотых мешков», каждый из которых имеет состояние более одного миллиарда долларов. В Украине миллиардеров пока восемь, и они ежегодно увеличивают свой капитал. С другой стороны, Украина накопила за годы независимости большие долги. Только в текущем, 2011-м, наша держава вынуждена уплатить зарубежным кредиторам в виде процентов более 80 млрд. гривен. Это означает, что в стране установлен неоколониальный режим, накопивший огромный внешний долг и отнявший у народа фактически всю производственную собственность.

В настоящее время нет ни одной реально работающей программы государственного дотирования собственного эффективно работающего сельхозпроизводителя. Результат такой «политики» – нищие села, разоренные фермы, сахарозаводы, массовый убой скота, которого нечем кормить. Картошку, чеснок и многое другое стали покупать за рубежом. Страна переступила порог продовольственной безопасности и находится в большой зависимости от зарубежных товаропроизводителей. Совокупный государственный долг нашей державы (прямой и гарантированный) вырос в 2010 году на 36,4 процента, что составило 54 млрд. 239 млн. долларов или 432 млрд. 235 млн. гривен (Министерство финансов Украины, 01.02.11).

Чтобы Украина имела шансы на дальнейшее развитие, сначала нужно рассчитаться со всеми долгами, взятыми государством, и больше ничего не брать взаймы. Но для этого необходимо найти деньги. Они в стране есть, надо лишь суметь их собрать. А это возможно только при условии, если по-настоящему заработает новый Налоговый кодекс. Ведь известно, что не все предприниматели платят 100 процентов надлежащих налогов. Многие (почти 30%) до сих пор работают «в тени», не давая в казну ни копейки. А социальной защиты от государства требуют все, даже очень зажиточные люди, в том числе госчиновники, настоящие и будущие олигархи.

Только после возвращения кредитов стране станут «по карману» социальные стандарты. Это реально и возможно, если также вернуть в госказну все, что было в свое время разграблено и «прихватизировано».

За 20 лет независимости реформаторы умудрились разрушить практически весь экономический потенциал страны. Почти полностью уничтожены социальные программы, существовавшие при советской власти: бесплатное медицинское обслуживание и образование; строительство социального жилья, школ, больниц, детских учреждений; рабочие места для всех; организация доступного отдыха и лечения в санаториях, пансионатах, домах отдыха; коммунальные услуги (газ, электроэнергия, водоснабжение) и квартплата – по самым низким тарифам в мире.

Капитализм принес народу Украины безработицу и неподъемные расходы на жизнь. Стремительно растут цены на продукты питания, тарифы на коммунальные услуги и проезд во всех видах транспорта. Но, несмотря на все это, у властных денег в стране есть потенциал. И потенциал большой, если его эффективно и грамотно реализовать в жизни общества, обеспечивая нормальную жизнь для всего народа. В государстве идет серьезный поиск этого механизма.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод: пока у власти будут находиться капиталисты (олигархи), население страны будет существовать, а не нормально жить. Какой же выход? Только на предстоящих на всех уровнях выборах можно добиться честного избрания власти для народа – от местных советов до руководства страны.

У нас имеется мощный научный потенциал, представленный большим количеством институтов, научных центров, академий общественного профиля, известных ученых-академиков. Они могли бы разработать различного рода программы и пути развития всего общества, его экономики. Необходимо лишь активизировать их поиск и возможности, дать им конкретные задания по разработке таких программ. Контролировать такую работу должна власть, а поиск денег и направления их использования будут вытекать из анализа таких программ. Например, кроме вышеупомянутых направлений получения денег с властными функциями, не следует сбрасывать со счетов и деньги населения, хранящиеся «в чулках», на депозитах банков (приблизительно 170–190 млрд. гривен). Это немалая сумма, особенно, если создать условия для ее эффективного использования. А ведь такой опыт был накоплен еще в 1948–1950 годы и сыграл тогда большую положительную роль в развитии общества в СССР, Польше и других странах послевоенного времени. Сегодня вне банков тоже вращается много средств населения. Нужно активнее выводить деньги (зарплаты) из «тени». Кризис в стране продолжается, и радоваться мизерному (в 4,1%) росту экономики пока рано. В свое время президент Рузвельт обложил миллионеров налогами и вывел США из кризиса. Он не побоялся того, что за каждым большим состоянием, как известно, стояло преступление. Нам бы такого Рузвельта…

Раньше власть думала о людях. Сейчас многих представителей власти одолевает жажда богатства. Вот и по этой причине импорт у нас на миллиарды долларов превышает экспорт, что отрицательно сказывается на уровне жизни населения. Две трети украинцев преклонного возраста получают меньше тысячи гривен. А бедный гражданин не сделает государство богатым. Прав был великий мечтатель Томмазо Кампанелла, автор «Города солнца», утверждая, что главный порок общества – стремление одних жить за счет других. Применяя этот постулат к сегодняшнему дню, можно сказать о реальной ситуации в Украине, при которой одни не просто живут за счет других, а живут беспрецедентно хорошо, поскольку их немного, а взимают они с миллионов. Согласно выводам ученых, 3 процента наших граждан владеют 80 процентами национального богатства. Вот поэтому экономика и прячется «в тень», а госказна ежегодно недополучает огромные суммы налогов и других платежей. Как это отражается (и отразится в будущем) на нас с вами – известно. Но как этого не допустить? Прогрессивных идей множество, знать бы, как воплотить их в жизнь.

Сама власть (парламент, правительство, министерства и ведомства) без учета властных свойств денег не может быть эффективной, не всегда в состоянии принимать всесторонне обдуманные решения для нормальной жизни народа и общества в целом, успешного развития экономики страны.

Автор: Василий ЯЦКОВ

Архів журналу Віче

Віче №4/2016 №4
Реклама в журналі Інформація авторам Передплата
Останні новини

Конгрес США хоче дозволити конфіскацію активів РФ та змусити Байдена розширити санкції – посол Сьогодні, 18 квітня

Партія проукраїнського прем’єра виграла вибори у Хорватії, дещо втративши позиції Сьогодні, 18 квітня

Глава Міноборони Німеччини: Україна все ще може перемогти у війні проти РФ Сьогодні, 18 квітня

Саміт ЄС підтримав термінову доставку засобів ППО в Україну Сьогодні, 18 квітня

Новий проєкт допомоги США, Берлін шукає ППО Україні, війська РФ йдуть з Карабаху: новини дня Сьогодні, 18 квітня

Байден підтримав пропозицію Джонсона щодо фінансування України Сьогодні, 18 квітня

Зеленський – лідерам ЄС: Наше небо і небо сусідів заслуговує на однакову безпеку Сьогодні, 18 квітня

Столтенберг закликає членів НАТО давати зброю Україні замість витрачати 2% ВВП на оборону Вчора, 17 квітня

Столтенберг анонсував засідання Ради Україна-НАТО 19 квітня Вчора, 17 квітня

Столтенберг підтверджує: у НАТО достатньо систем ППО, аби передати частину Україні Вчора, 17 квітня