№22, листопад 2009

К вопросу о понятии и видах преступлений в сфере таможенной контрабанды

В ходе реформы уголовного законодательства нормы, регулирующие ответственность за преступления в этой сфере, подверглись наибольшим изменениям.

Новый Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (УКАР) предусматривает значительное количество составов преступлений, в частности в сфере экономики. Не без внимания остались преступления в сфере таможенного дела. Новый УКАР дал наиболее расширенное определение контрабанды (ст. 206). Введены также три новых состава преступлений, которые ранее были отражены лишь в Таможенном кодексе Азербайджанской Республики. А именно:

– невозвращение на территорию Азербайджанской Республики предметов художественного, исторического и археологического достояния Азербайджанской Республики и зарубежных стран (ст. 207);

– невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 208);

– уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 209).

Законодательное определение понятия таможенных преступлений способствует эффективной борьбе с ними. Значение эффективной борьбы с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и налогов, незаконным выводом капитала из Азербайджанской Республики под видом осуществления экспортно-импортных и финансовых операций трудно переоценить. Наступательный характер такой преступности ныне очевиден. Поэтому рассматриваемая проблема напрямую связана с экономической безопасностью страны.

Нельзя не отметить связь многих таможенных преступлений между собой, а также с налоговыми и другими преступлениями. Закономерностью стала и необходимость для совершивших эти преступления лиц легализовать незаконно добытые деньги. Большинство организованных преступных группировок, в том числе международных, занимающихся контрабандным экспортом и импортом товаров через таможенную границу Азербайджана, стремятся уклониться от уплаты как таможенных платежей и сборов (взыскание которых возложено на таможенные органы республики), так и налогов (сбором которых занимается Министерство по налогам).

Контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через границу Азербайджана, то есть минуя таможенный контроль или используя фиктивные документы либо способы идентификации и т.д., имеет целью не только уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, но и сокрытие от налогообложения товарооборота или его объемов и стоимости. Следующим этапом является отмывание заработанных преступной деятельностью денег.

Выявить контрабанду и другие таможенные преступления можно, во-первых, прослеживая ее путь, а во-вторых, «разматывая хвост» (след) контрабандных денег, которые преступники вынуждены отмывать, чтобы использовать в своих личных целях или вновь пустить в преступный оборот [1, с. 151].

Эти преступления по методам совершения давно уже далеки от примитивизма, свойственного советскому периоду, поскольку преступники переняли весь «передовой» опыт Запада.

Связь контрабанды с уклонением от уплаты таможенных платежей отметили еще во времена становления английского законодательства, когда контрабандой признавались нарушение законов страны о доходах путем ввоза и вывоза запрещенных товаров или неуплата таможенных пошлин за товары, подлежащие обложению [4, с. 109]. И до сих пор в английском законодательстве сохранено именно такое определение контрабанды [2, с. 77].

Уголовное законодательство разных стран дает различные определения контрабанды. Например, контрабандой согласно Таможенному уставу (1869 г.) Германии также считалась попытка ввести или вывести какие-либо товары вопреки существующему запрету. А таможенное законодательство Франции рассматривает ее как сокрытие от таможенного контроля перевозимых через государственную границу предметов вследствие неправильного заполнения декларации и т.д.

Общественная опасность контрабанды, предусмотренной ст. 206 УКАР, в том, что она наносит вред финансовой системе государства, нарушает отношения внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, ибо в государственный бюджет не поступают пошлины, установленные на ввозимые товары. А при незаконном перемещении через таможенную границу взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и других предметов, изъятых из свободного обращения, создаётся угроза общественной безопасности.

Контрабанда – это преступление, относящееся к сфере криминальной деятельности организованных преступных групп, участниками которых становятся товаропроизводители, лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, торговые посредники, мелкие торговцы товаром, работники транспортных предприятий, таможенных служб и др. Контрабандным путём из нашей страны, как правило, вывозят: валюту, антиквариат, цветные и редкоземельные металлы, нефть и нефтепродукты, газ, лес, уголь, меха, стройматериалы, алкогольные напитки, продовольствие. А незаконно ввозятся на ее территорию, в частности, дешёвые товары народного потребления, подержанные транспортные средства, наркотики, психотропные и сильнодействующие вещества. Наибольшее число фактов контрабанды фиксируется на границах с бывшими союзными республиками, а также по всему периметру сухопутных, морских и воздушных границ Азербайджана.

Согласно концепции национальной безопасности Азербайджана борьба с контрабандой является важным фактором обеспечения как национальной безопасности, так и безопасности мирового сообщества в целом.

Кризисная ситуация в обществе и экономике, несовершенство нормативной базы способствовали появлению указанного вида криминальной деятельности на территории нашей страны, что диктует необходимость выработки комплекса специальных уголовно-правовых и криминологических мер охраны общественных отношений, связанных с внешнеэкономической деятельностью не только на национальном, но и на региональном уровнях.

Анализ юридической литературы по вопросу о составе контрабанды позволяет сделать вывод, что исследователи главное внимание уделяют объекту посягательства. Объект предусмотренного ст. 206 УКАР преступления имеет значение для определения общественной опасности последнего, однако не является единственным элементом состава указанного преступления. Для того, чтобы определить общественную опасность и особенность исследуемого преступления, необходимо учитывать и другие объективные признаки данного состава.

На основании проведённого исследования можно сделать вывод, что контрабанда, предусмотренная ст. 206 УКАР, носит экономический характер. Именно в последние годы произошёл скачок так называемой экономической контрабанды, главная цель которой – корысть, получение максимальной выгоды.

Ст. 206.2 УКАР содержит перечень предметов и веществ, частично или полностью изъятых из гражданского оборота, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через государственную границу. Большая часть этих предметов и веществ являются источниками повышенной опасности, поэтому со стороны государства необходим усиленный контроль за их оборотом.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 206.2 УКАР, имеет уголовно-правовое значение. В нашем случае предмет общественного отношения в силу своей социальной природы определяет содержание самого общественного отношения. Контрабанда является предметным преступлением. По предмету преступления различают ст. ст. 206.1 и 206.2 УКАР. При этом диспозиция ст. 206.2 не находится в строгом логическом подчинении по отношению к ст. 206.1, как это предусмотрено в большинстве составов преступлений Особой части Уголовного кодекса, хотя и рассматривается как квалифицированный состав контрабанды.

Отсюда можно сделать вывод, что в ст. 206 УКАР содержатся два самостоятельных состава преступления с различным предметом преступления, от которого напрямую зависят круг общественных отношений, охраняемых уголовно-правовой нормой, и общественная опасность деяния.

По нашему мнению, состав преступления, указанный в ст. 206 УКАР, предусматривает слишком широкий перечень преступных деяний. В этой статье содержится описание (законодательная модель) нескольких видов контрабанды, что не способствует правильному применению закона.

Исходя из приведённой выше характеристики предмета контрабанды, можно выделить следующие виды последней:

– «экономическая контрабанда», то есть контрабанда товаров, транспортных средств и (или) иных предметов, входящих в перечень ст. 206.1 УКАР;

– контрабанда предметов, исключенных из гражданского оборота: радиоактивных, отравляющих, ядовитых веществ, радиационных источников, ядерных материалов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Азербайджана;

– контрабанда культурных ценностей, за исключением предметов флоры и фауны, а именно: различных видов редких животных и растений и (или) находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Азербайджана;

– контрабанда наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их аналогов;

– контрабанда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

При этом следует отметить, что таможенные преступления тесно связаны со злоупотреблениями в сфере кредитно-финансовых отношений, промышленного производства, сельского хозяйства, оказания услуг, а особенно – со злоупотреблениями в банковской сфере, в системе банковско-таможенного валютного контроля. Например, банки направляют в таможни информацию о якобы поступлении на счета валютных средств, на самом же деле таковые не поступают.

Таможенные преступления, как уже упоминалось, нередко являются звеном цепи преступлений экономических, в числе которых – хищения, взяточничество, злоупотребление служебным положением, вымогательство. Таким образом, успех борьбы с таможенными преступлениями напрямую зависит от решения общих проблем противодействия преступности.

Когда мы говорим о преступлениях в таможенной сфере, имеем в виду не только то, что обычно понимается под экономической преступностью. Например, контрабанда оружия часто связана не с экономической, а с политической преступностью [5, с. 111].

Для таможенных преступлений характерна та же особенность, что и для экономической преступности в целом: связь руководителей коммерческих организаций с криминальным миром. Попав в сферу криминальных интересов, участники внешнеэкономической деятельности неизбежно скатываются на путь нарушения таможенного законодательства. И в борьбе с такой преступностью требуется максимальная консолидация деятельности не только правоохранительных органов, но и государства в целом.

Требуется поднять на качественно новый уровень взаимодействие всех контролирующих и правоохранительных органов: ГТК, МВД, МНБ, Генеральной прокуратуры. Важно максимально эффективно использовать все возможности, которыми располагают эти органы, в том числе предусмотренные международными соглашениями. ГТК Азербайджана, например, имеет наиболее действенную и всеобъемлющую систему межправительственных и межведомственных соглашений по обмену информацией и выявлению таможенных правонарушений с большинством стран мира. И даже с теми, с кем у Азербайджанской Республики нет соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам. Органы внутренних дел располагают многочисленными криминалистическими и иными системами учета. Свои банки данных имеют МНБ, налоговые органы, Генеральная прокуратура.

Ныне для успешной борьбы с транснациональной преступностью (к которой относят также таможенные и налоговые преступления, легализацию незаконно добытых денег), следует обязательно обращаться к информационно-справочным системам зарубежных стран с целью получения данных о преступлениях и лицах, их совершивших [3].

Эффективная борьба с таможенными преступлениями предполагает правовой анализ преступности в таможенной сфере, выявление новых тенденций и исследование факторов, влияющих на эту преступность.


Джерела

1. Диканова Т. А.,Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег. – М., 2000. – 310 с.

2. Зеленский Ю. И. Котрабанда – язва империализма. – М., 1985. – 208 с.

3. Круглов А. С. Таможня имеет приоритеты. – Экономика и жизнь. – 1993. – № 17. – С. 16.

4. Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. – М., 1981. – 216 с.

5. Шапошников Н. Н. Таможенная политика России. – М., 1999. – 432 с.

Автор: Самир Адиль оглы МАГЕРРАМОВ

Архів журналу Віче

Віче №4/2016 №4
Реклама в журналі Інформація авторам Передплата
Останні новини

Конгрес США хоче дозволити конфіскацію активів РФ та змусити Байдена розширити санкції – посол Сьогодні, 18 квітня

Партія проукраїнського прем’єра виграла вибори у Хорватії, дещо втративши позиції Сьогодні, 18 квітня

Глава Міноборони Німеччини: Україна все ще може перемогти у війні проти РФ Сьогодні, 18 квітня

Саміт ЄС підтримав термінову доставку засобів ППО в Україну Сьогодні, 18 квітня

Новий проєкт допомоги США, Берлін шукає ППО Україні, війська РФ йдуть з Карабаху: новини дня Сьогодні, 18 квітня

Байден підтримав пропозицію Джонсона щодо фінансування України Сьогодні, 18 квітня

Зеленський – лідерам ЄС: Наше небо і небо сусідів заслуговує на однакову безпеку Сьогодні, 18 квітня

Столтенберг закликає членів НАТО давати зброю Україні замість витрачати 2% ВВП на оборону Вчора, 17 квітня

Столтенберг анонсував засідання Ради Україна-НАТО 19 квітня Вчора, 17 квітня

Столтенберг підтверджує: у НАТО достатньо систем ППО, аби передати частину Україні Вчора, 17 квітня