передплата Українською | In English

№8, квітень 2012

Основные результаты имплементации «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004—2008 годы)»

Поділитися:

После восстановления государственной независимости Азербайджанской Республики объективной необходимостью стала трансформация общественно-политической и социально-экономической систем страны для формирования независимой национальной экономики, основанной на строительстве демократии и свободных рыночных отношений. Начиная с 1991 года, государственное правительство должно было не просто выстроить новое демократическое, правовое, светское государство, но и быстро осуществить переход к рыночной экономике, обеспечить территориальную целостность страны (разрешение Нагорно-Карабахского конфликта с Арменией. — Авт.) и, главное, улучшить социально-экономическое благосостояние населения.

Уже в первые годы независимости одним из основных средств преодоления экономических и социальных проблем, стоявших перед государством, стали рост добычи нефти и газа и привлечение в Азербайджан иностранных инвесторов. Соответственно, одним из основных направлений внешней политики тогдашнего президента страны Гейдара Алиева был определен экспорт углеводородов на мировые рынки, основу для которого создало заключение 20 сентября 1994 года так называемого «Контракта века» — соглашения по разработке глубоководных месторождений «Азери», «Чыраг» и «Гюнешли», находящихся в азербайджанском секторе Каспия. Документ подписали представители 13 компаний из восьми стран мира (Азербайджан, США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия), договорившись об объеме инвестиций, необходимых для разработки месторождений, в размере 11,5 млрд. долл. США, причем 80% общей чистой прибыли по контаркту должно поступать в государственную казну Азербайджана, а 20% — передаваться инвесторам. С тех пор началось успешное воплощение в жизнь «Новой нефтяной стратегии» и доктрины Азербайджана.

Соответственно, экономическое развитие страны (со времен обретения независимости до наших дней) можно разделить на два основных этапа:

1) 1991—1995 годы — период хаоса или упадка;

2) второй период (начался в 1996 году и продолжается по сей день), который характеризуется макроэкономической стабильностью и динамичным экономическим развитием.

В течение второго этапа была создана, по сути, новая азербайджанская модель экономических реформ и развития, стратегические направления которой основываются на логике длительного динамического прогресса, включая: формирование единой социально направленной экономической системы — независимой национальной экономики, базирующейся на рыночных отношениях и имеющихся навыках саморазвития; активное вовлечение в хозяйственный оборот существующего в стране природно-экономического, технико-производственного и научно-технического потенциала; обеспечение рациональной интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему.

Кроме того, в условиях глобализации и учитывая необходимость преодоления последствий финансово-экономического кризиса, руководство страны внедряет комплексные социально-экономические меры защиты граждан от последствий этих явлений, ведь именно удовлетворение первоочередных социальных потребностей населения может значительно ускорить развитие общества в целом.

На данном этапе это направление политики реализуется путем внедрения «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2009—2013 годы)», одобренной президентом страны Ильхамом Алиевым 14 апреля 2009 года для обеспечения продолжительности экономического прогресса, а также для устойчивого и эффективного использования имеющихся природных ресурсов и трудового потенциала. Хотя многовекторность экономики, обеспечение стабильности и устойчивого развития национального хозяйства страны были достигнуты после реализации первой «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004—2008 годы)», которая была утверждена указом № 24 президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева 11 февраля 2004 года [4].

Согласно документу одной из важнейших проблем национальной экономики является ускорение развития предпринимательства в регионах, поэтому ее решение позволит достичь рационального использования трудового, природного и экономического потенциалов; уменьшения уровня бедности в стране; увеличения производства сельскохозяйственной продукции; обеспечения развития производственных сфер (включая производственную промышленность, сферу услуг и других объектов инфраструктуры) и туризма; а также увеличения уровня занятости и улучшения уровня жизни населения.

Соответственно, Государственная программа 2004—2008 годов содержала определенные задачи в пределах шести основных направлений:

1) развитие транспортной инфраструктуры во всех регионах Азербайджана;

2) развитие туризма;

3) разработка новой сельскохозяйственной стратегии;

4) улучшение социального благосостояния, в частности, развитие здравоохранения и строительство новых образовательных учреждений;

5) развитие коммунального обеспечения населения (круглосуточное снабжение населения электричеством, газом и водой);

6) развитие тяжелой и легкой промышленности [4].

Причем отличительными чертами практики внедрения документа стали одновременная разработка всех указанных направлений; принятие нестандартных и смелых решений, которые учитывали объективные закономерности экономического развития и были рассчитаны на будущее; соблюдение социальной направленности; принятие во внимание национального менталитета и использование мировых достижений.

Многомерность реформ достаточно быстро доказала важность процессов комплексного реформирования экономики: в стране была остановлена инфляция, прекращена практика финансирования дефицита бюджета (который снизился до уровня 1—2% ВВП), в 10 раз увеличена его расходная часть.

В течение пяти лет реальный объем валового внутреннего продукта вырос в 2,6 раза и составил 47,5 млрд. долл. США; номинальный уровень ВВП на душу населения увеличился в 5 раз и составил 5 550 долларов. По итогам 2008 года доля негосударственного сектора в ВВП составила 84,5%. Доходы населения в 2008 году (по сравнению с 2003 годом) выросли в 4 раза, уровень бедности снизился до 13,2%. Среднемесячная зарплата работающих по найму увеличилась в 3,5 раза и достигла 335 долларов [1].

Объем инвестиций, вложенных в основной капитал за счет всех источников финансирования в течение 2004—2008 годов, составил 41,88 млрд. долл., из которых внутренние вклады равнялись 53,2%. Соответственно, прослеживалось эффективное привлечение частного сектора ко всем процессам, происходившим в Азербайджане [1].

Общий объем государственных инвестиций, направленных в ходе выполнения Программы на развитие регионов, составил 8,4 млрд. долл. США. Объем инвестиций в нефтяной сектор вырос в 6,2 раза, а его удельный вес в структуре общих инвестиций увеличился с 26,8% в 2003 году до 69% в 2008-м [1].

В стране создано 766 300 рабочих мест, уровень безработицы за указанный период снизился до 4,3% и в 2008 году составил 6,4% [3].

В рамках первого направления реализации Государственной программы в регионах республики были построены или капитально отремонтированы магистральные дороги протяженностью более 1 000 км, осуществлены ремонтные работы на участке протяженностью 600 км дорог республиканского значения и 500 км — местного уровня; отремонтированы 34 и построены 69 новых мостов. Кроме того, в течение пяти лет введены в эксплуатацию аэропорты в Нахичевани, Гяндже, Лянкяране и Закаталы; осуществлено строительство метростанции «Насими», а также реконструированы станции «Ичеришехер» и «28 мая» в г. Баку; в Лянкяране ведется строительство нового морского порта [3].

Государственная поддержка предпринимательства в туристической отрасли позволила построить около 8 тысяч новых гостиничных номеров [3]. Кроме того, в рамках Программы было построено 33 жилых дома для инвалидов и семей погибших в карабахской войне, 7 реабилитационных центров для инвалидов и 7 новых современных лечебно-диагностических центров. В регионах построено 636 новых школ, еще 192 школы капитально отремонтированы, также введены в эксплуатацию 18 современных олимпийских комплексов.

На основе Государственной программы правительство также целенаправленно предоставляло льготы для работы во многих секторах сельского хозяйства; субсидии для закупок минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники, что позволило увеличить объем аграрного производства на 23,4% [2].

Имплементация реформы коммунальной отрасли, рассматривавшаяся с позиций восстановления электро-, газо- и водоснабжения, позволила увеличить мощность энергетических станций всех типов, а также сдать в эксплуатацию ряд новых объектов: 75 котелен, 23
водохранилища и 9 электростанций (из них — 3 электростанции модульного типа, 3 электростанции в городе Нахичевань, тепловая электростанция в городе Сумгаити и 2 электростанции в Баку). После 13-летнего перерыва возобновлена подача газа в Нахичеванскую Автономную Республику; впервые обеспечено снабжение газом шести новых районов страны. Согласно статистическим данным в Азербайджане газом было обеспечено 85% населения [2]. Кроме того, начались работы по строительству водопровода «Огуз — Габала — Баку», реконструкция канализационной системы и сети водоснабжения городов Гянджа, Шеки, Агдам, Геокчай, а также других населенных пунктов страны.

Рост промышленности Азербайджана составил 25,2%. В регионах были созданы 27 500 новых предприятий, 88% которых относятся к частному сектору. С целью поддержки развития предпринимательской деятельности за счет средств Национального фонда Азербайджанской Республики по оказанию помощи предпринимательству 699 субъектам предпринимательства были выделены льготные кредиты на сумму 404,25 млн. дол. США [1].

Учитывая данные показатели и внедрение второго этапа реализации Государственной программы развития регионов Азербайджан-
ской Республики на период 2009-2013 годов, можно судить об эффективности реализации реформ, начатых правительством страны, что позволили расширить бизнес-возможности и приступить к формированию промышленного потенциала в регионах. Хотя первый этап этой долгосрочной кампании, охвативший 2004—2008 годы, был сверстан в основном по экстенсивному принципу: основная задача сводилась к оживлению деловой обстановки в городах и районах страны, помощи местным предпринимателям в создании собственного бизнеса и развитии крестьянско-фермерских хозяйств и, самое главное, системному решению проблемы занятости на периферии. Соответственно, были приложены огромные усилия как с точки зрения совершенствования законодательной базы, организационных и административных мер, так и по привлечению местных и иностранных инвестиций, что позволило выстроить прочный и надежный трамплин для дальнейшего развития страны. В случае поддержания макроэкономической стабильности Азербайджана на таком уровне и успешного развития социально-экономической модели государства с переходом к инновационной экономике руководству страны удастся и в дальнейшем эффективно разрешать социально-экономические проблемы, обеспечивая устойчивое развитие общественной жизни с учетом всех социально-экономических аспектов реалий настоящего.

 

Джерела

1. Итоги выполнения «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004—2008 годы)». — [Электронный ресурс]. —  http://www.azerbaijan.az/
portal/Economy/newWorks/newWorks_01_r.html

2. За 2004—2008 годы в развитие регионов Азербайджана было инвестировано 6,8 млрд. манатов. — 23 февраля 2009 г. — [Электронный ресурс]. — http://xronika.az/azerbaijan/1826-za-2004-2008-goda-v-razvitie-regionov.html

3. Материалы Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики. — [Электронный ресурс]. —  www.azstat.org.

4. Об утверждении Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004—2008 гг.)./ Указ № 24 президента Азербайджанской Республики от 11 февраля 2004 г. — [Электронный ресурс]. — http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=15416

Автор: ЭЙЮБОВ Кямран Юсиф оглы

Коментарі

Заповніть поля відмічені червоним!

Додати коментар

Увійдіть в систему, використовуючи аккаунт соціальної мережі:
Коментар:

Поля відмічені *(зірочкою) обов'язкові для заповнення.

Плакат - брат барикад

Архів журналу Віче

Віче №12/2015 №12
Реклама в журналі Інформація авторам Передплата
Останні новини

США запевнили Україну в санкціях проти компаній, які прокладатимуть Nord Stream 2 Сьогодні, 14 грудня

Київ очікує кроків Варшави щодо українських місць пам’яті в Польщі Сьогодні, 14 грудня

Комітет Палати представників затвердив статті звинувачення у справі імпічменту Трампа Вчора, 13 грудня

"Нафтогаз" планує у 2020 роцi cтворити бiржу для торгiвлi газом Вчора, 13 грудня

Швейцарія продовжила на рік замороження активів Януковича Вчора, 13 грудня

Влада планує змінити порядок надання монетизованих пільг на комуналку Вчора, 13 грудня

Нафтогаз та Газпром ведуть перемовини у Відні — ЗМІ Вчора, 13 грудня

Україна і Молдова підписали меморандум щодо постачання газу Вчора, 13 грудня

Німецький міністр звинуватив Путіна в спробі виправдати вбивство в Берліні Вчора, 13 грудня

Реструктуризація "зеленого" тарифу: Мiнекоенерго не пiдтримує запропонований нардепами сценарiй Вчора, 13 грудня