передплата Українською | In English

№10, травень 2005

SEIMAS Один из первых в мире парламентовSEIMAS Один из первых в мире парламентов

Поділитися:

Парламент (Сейм) известен в Литве со второй половины XV века, когда его созвал великий князь. В задачи Сейма входило избрание великого князя, обсуждение основных проблем внутренней и внешней политики. Он взял под контроль госказначейство. С начала XVI века Сейм начал выполнять законодательные функции. В 1529 г. им был принят Устав Литвы, состоявший из 250 статей и включавший юридические нормы государства в административной, криминальной, гражданской и военной областях.
В середине XVI века влияние дворян в Сейме стало возрастать, а до этого времени все решения заранее готовились Советом великого князя и канцлером, то есть правительством Великого княжества Литовского (ВКЛ).

Расцвет и падение Речи Посполитой

Ввиду экономических, политических и династических факторов шел процесс интеграции Литвы с соседней Польшей. В 1569 г. (Люблинская уния) эти государства объединились в новое – Речь Посполиту. Акт о ее создании провозглашал федерацию двух государств. Литва сохранила собственные правительство, суд и юридическую систему. Сейм собирался каждые два года на шестинедельную сессию в Варшаве, а с 1673 г. каждая третья сессия проходила в Литве. Дворянин Литвы избирался маршалом каждого третьего заседания Сейма.

Наличие литовско-польского Сейма ограничило роль и влияние короля. Существенно то, что законы принимались не большинством голосов, а единогласно. То есть действовал принцип вето, который парализовал работу Сейма. Заседания часто прерывались любым из членов оппозиции, и таким образом многие сессии были распущены.

В мае 1791 г. Сейм принял Конституцию Речи Посполитой – первую письменную Конституцию в Европе. Это было завещанием умирающей республики, которая не смогла установить баланс внутренних сил и проводила непоследовательную внешнюю политику. В 1795 г. Речь Посполита была разделена между Россией, Пруссией и Австрией.

И под пеплом попрания демократии тлели угли стремления к независимости...

В период 1795–1918 гг. общественная жизнь Литвы не могла гармонично развиваться из-за недостатка государственности. В феврале 1918 г. Литва снова провозгласила независимость после 123 лет ее утраты.

Учредительное собрание состоялось 15 мая 1920 г. в Каунасе, временной столице Литвы. Оно приняло декларацию "О восстановлении независимого государства Литвы". 1 августа 1922 г. была принята Конституция, которая определяла юридический статус Сейма как выражение верховной власти и подтверждала права принимать законы, одобрять госбюджет, контролировать исполнительную администрацию, ратифицировать международные соглашения, назначать кабинет министров и даже избирать главу государства.

С октября 1920 г. по февраль 1921 г. работу Учредительного собрания прервали из-за польского вторжения, которое потребовало службы многих депутатов на фронте. Был создан так называемый маленький Сейм, состоящий из председателя и шести членов Учредительного собрания, уполномоченных принимать срочные законы и решать другие неотложные проблемы. Учредительное собрание завершило работу 6 октября 1922 г.

Первый Сейм из 78 членов, избранных в соответствии с новой Конституцией, собрался в ноябре того же года. Традиции парламента Речи Посполитой оказались живучими, и из-за невозможности найти общий язык между позицией и оппозицией его работа была парализована. Выходом из ситуации стал его роспуск в марте следующего года.

Второй Сейм отработал положенные три года, но за это время сменилось четыре правительства.

Третьему Сейму опять не повезло. Начав работать в мае 1926 г., он уже в декабре был распущен в результате правонационалистического переворота. На 14 лет в стране установился авторитарно-националистический режим.

Следует напомнить, что и во времена ВКЛ, и в союзе с Польшей политическими правами обладала преимущественно аристократия. И переход от такого парламентаризма к демократии оказался сложным.

Четвертый Сейм избрали лишь в июне 1936 г. Он отличался от предыдущих не только тем, что число его членов уменьшилось до 41, но и избирательной процедурой. Выборы не были прямыми: только советы районов или городов имели право предложить кандидатов. Количество кандидатов соответствовало числу районoв, то есть фактически проходили "выборы из одного кандидата". Политические пaртии не могли конкурировать за места в парламенте.

Президент Антанас Сметона вызвал членов 4-го Сейма и заявил, что их задача состоит в том, чтобы подготовить новую Конституцию. Принятая 11 февраля 1938 г. она подчеркнула устойчивость авторитарного режима: парламент имел лишь право одобрять принятые законы и давать президенту рекомендации. Принятие законов, одобрение бюджета и ратификация международных соглашений были теперь в руках президента.

4-й Сейм просуществовал до 27 июня 1940 г., когда правительство, опираясь на Конституцию 1938 г., подписало акт о его роспуске и осуществило сценарий присоединения Литвы к Советскому Союзу. Основным инструментом узаконивания аннексии стал так называемый Народный парламент, созданный в результате безальтернативных выборов.

После полувека существования Литовской ССР полный суверенитет Литвы был снова восстановлен. Верховный Совет – восстановительный Сейм, избранный ещё в советское время, работал в 1990–1992 гг. Его выборы ознаменовались убедительной победой кандидатов от движения "Саюдис": они получили 96 из 141 мандата. 11 марта председателем Верховного Совета избрали Витаутаса Ландсбергиса. Он же был уполномочен действовать как глава государства. Главным пунктом повестки дня было восстановление Республики Литвы.

Среди первых законов, принятых Верховным Советом, – Закон о названии государства, национальных гербе и флаге. Было провозглашено название Литовская Республика и повторно введен исторический герб, изображающий конного рыцаря Витаса. Флаг Литовской Республики был создан в 1918 г. Его цвета символизируют: желтый – солнце, свет и добро; зеленый – природу Литвы, надежду и радость; красный – землю, жизнь и кровь, народную отвагу и стойкость в борьбе за свободу. 11 марта 1990 г. Верховный Совет принял Акт "О восстановлении независимости Литовской Республики", которым торжественно провозглашалось начало новой эры государственности. Данный акт подтверждал непрерывную связь с Актом независимости от 16 февраля 1918 г. и решениями, принятыми Учредительным собранием. Верховный Совет прекратил действие конституций СССР и Литовской ССР, провозгласив номинальную правомочность Конституции от 12 мая 1938 г. Но чтобы действительно регулировать жизнь государства, действие упомянутой Конституции было прекращено и принят временный Основной Закон.

Специальная рабочая группа подготовила очередную версию Конституции, которая получила одобрение на референдуме. Верховный Совет завершил историческую миссию, 6 ноября 1992 г. ратифицировав эту Конституцию. Одновременно он принял Закон о выборах в Сейм Литовской Республики.

Однопалатный парламент Литвы избирается по мажоритарно-пропорциональной системе на 4 года и состоит из 141 члена.

Сейм рассматривает и вводит в действие поправки к Конституции, принимает законы, устанавливает порядок организации референдумов, объявляет о президентских выборах, формирует госучреждения, назначает и увольняет их руководителей, по представлению президента утверждает либо отклоняет кандидатуру премьер-министра, рассматривает поданную премьером правительственную программу и решает, утвердить ее или нет, в соответствии с рекомендациями правительства создает либо ликвидирует министерства, контролирует деятельность правительства и может объявить недоверие премьеру или отдельным министрам, назначает судей и председателя Конституционного суда, назначает и увольняет госконтролера и главу правления Литовского банка, объявляет выборы самоуправлений, формирует ЦИК, утверждает госбюджет и контролирует его реализацию, устанавливает тарифы госналогов, ратифицирует или денонсирует международные договоры, решает иные вопросы внешней политики.

Столь большой перечень функций обусловлен тем, что Литва – парламентская республика.

Председатель Сейма

уполномочен:

– направлять работу Сейма и представлять его;

– в течение 10 дней после получения удостоверить подписью подлинность текста закона, принятого Сеймом, и передать его президенту на подпись. В течение 3 дней подписать законы, которые не подписаны президентом и не возвращены Сейму для повторного рассмотрения;

– временно исполнять обязанности президента или временно замещать его в случаях, оговоренных в Конституции;

– предлагать Сейму кандидатуры на посты заместителeй председателя и канцлера Сейма;

– предлагать Сейму кандидатуры судей Конституционного суда, омбудсмена и председателя учреждения контролеров Сейма и ставить вопрос об их смещении;

– предлагать Сейму кандидатуры для назначения и смещения с постов глав и заместителей руководителей госучреждений в случаях, оговоренных в Конституции и законах;

– представлять проекты программ работы сессии Сейма и повесток дня на день и неделю.

В ходе сессии председатель Сейма, его заместители должны по крайней мере раз в месяц отвечать на вопросы относительно своих действий, заранее представленные в письменной форме членами Сейма.

У председателя Сейма пять заместителей, в том числе один – от оппозиции. В правление Сейма входит и лидер оппозиции, представляющий не менее ее половины.

Пленарные заседания

Пленарные заседания Сейма ведет председатель Сейма или его заместитель. Как правило, в течение сессии проходят 4 заседания в неделю: 2 – во вторник и 2 – в четверг. График пленарных заседаний должен быть одобрен правлением Сейма.

Вторая половина часа вечернего заседания во вторник предназначена для правительства, чиновников Сейма, глав госучреждений, назначенных Сеймом, кроме судей Конституционного и Верховного судов, а также для ответов глав других госучреждений на вопросы членов Сейма, тогда как часть утренней программы четверга обычно отводится для правительственного часа.

Повестки дня каждого третьего вечера четверга должны быть составлены парламентскими группами оппозиции. За неделю до открытия такого заседания правление Сейма, с учетом принципа пропорционального представительства парламентских групп оппозиции, должно назначить парламентскую группу или коалицию групп, ответственных за повестку дня таких заседаний. В этом случае повестка дня не должна одобряться на заседании Сейма.

Внеочередное заседание проводится при условии, что этого требуют президент, одна треть членов Сейма, правлениe Сейма, председатель Сейма. На нем должны рассматриваться только проблемы, поставленные людьми, по инициативе которых заседание проводится.

Законы Литовской Республики, решения и другие документы Сейма принимаются простым большинством присутствующих на заседании его членов (даже если их будет несколько человек), за исключением специальных случаев, предусмотренных в Конституции и уставе Сейма.

Открытость

Открытые заседания Сейма доступны общественности. Они могут посещаться всеми гражданами. Вход в здание Сейма разрешается согласно установленной процедуре. Литовский Сейм принимает группы посетителей в будние дни с 8.00 до 16.00, за исключением национальных праздников и дней, когда проводятся торжественные заседания. Как правило, посещения длятся 30–40 минут и включают короткий исторический обзор парламентских традиций в Литве, общее ознакомление с работой Сейма, посещение зала пленарных заседаний и некоторых других залов парламента. Максимальное число посетителей в группе – 30 человек.

Коментарі

Заповніть поля відмічені червоним!

Додати коментар

Увійдіть в систему, використовуючи аккаунт соціальної мережі:
Коментар:

Поля відмічені *(зірочкою) обов'язкові для заповнення.

Плакат - брат барикад

Архів журналу Віче

Віче №4/2016 №4
Реклама в журналі Інформація авторам Передплата